• О проекте
  • Магазин
  • Портфолио
  • Вышитые знаки
  • Спец. проекты
  • Фотогалерея
  • Статьи с 2015 г.
  • Архив статей 1995-2014 г.г.
  • Наши друзья
  • Контакты
  • 12 лет мы работаем для Вас!
    12 лет мы работаем для Вас!

    Материалы и фурнитура
    Материалы и фурнитура
    Архив статей 1995-2014 г.г. » 2004-10 Кожа. Полевая обувь

    2004-10 Кожа. Полевая обувь

    Журнал «Калашников» №12, 2004.
    Евгений Рассказов

    Кожа. Полевая обувь.

    Продолжая тему полевой обуви, нельзя обойти вниманием модели, полностью изготовленные из кожи. Тем более, что такая обувь, выполненная из натуральной (гладкой или тиснёной) кожи, наиболее практична для ношения в условиях климата средней полосы России.
    Кроме большей износоустойчивости и внешнего вида, кожаная обувь имеет и другие преимущества перед моделями, выполненными из комбинированных материалов. Это, прежде всего, непромокаемость, теплоизоляция и улучшенная стабилизация голеностопного сустава. Но здесь, как впрочем, и везде, есть свои тонкости.

    Если говорить о нюансах, которые нужно учитывать при выборе обуви, то это
    не только особенности фурнитуры или «внедорожная крутость» протектора, а, в
    первую очередь, способ крепления верха ботинка (союзки) c подошвой. Именно
    способ соединения влияет на общий срок «жизни» обуви. Кроме того, нужно
    обратить внимание на качество и тип используемой кожи, её толщину и
    применяемые водозащитные пропитки. Конструктивные же особенности и
    комплектацию моделей можно смело отнести к разряду «прочее» – однако, также
    влияющие на выбор конкретной модели.
    По словам специалистов-обувщиков, подтверждённых практикой, наибольшей
    водостойкостью отличаются модели, выполненные из кожи толщиной 2,0-2,2 мм с
    водостойкой пропиткой в конструкции которых применяются мембранные
    материалы.
    Говоря о водостойкости, не стоит забывать и об уходе за обувью. Надо знать,
    или уточнять у специалистов, какими обувными кремами или составами она –
    водостойкость – поддерживается. Это важно, поскольку некоторые крема
    забивают поры кожи обуви – тем самым, препятствуя «дыханию» обуви, и
    соответственно, возможности ее высыхания.
    О способе крепления. Из всех способов соединения союзки и подошвы
    наибольшей водостойкостью обладает способ прямого прилива. Его отличие от
    прочих заключается в том, что эти элементы соединяются в момент формования
    непосредственно подошвы.
    Второй по эффективности – рантово-клеевой с прошиванием подошвы и основной
    стельки вокруг, на 360°. Замечу, что в этом случае основная стелька
    является «дном» союзки, которое закрывает её снизу.
    Следующим идёт клее-прошивной (или борто-прошивной) способ крепления.
    Замыкает список способов соединения союзки и подошвы – клеевой способ
    крепления.
    Говоря о способе прямого прилива, замечу, что сегодня лучшей кожаной
    моделью полевой обуви из представленных на рынке является «модель 002»
    («Ларгос», Беларусь). Её отличие заключается в том, что она не только
    выполнена из гладкой высококачественной хромовой кожи (2,0 мм), и имеет в
    своей конструкции ставшие уже стандартными элементы, способствующие
    комфортной носке – но и в том, что её колодка создана специально для
    армейской обуви.
    Впрочем, всё дело в том, что «модель 002» является хорошей копией combat
    boots – полевого ботинка американских G. I. Общие черты имеются не только
    во внешнем облике, но и практически во всех конструктивных особенностях
    изделия. Производитель пошёл по проторенному пути и произвёл на свет
    достаточно удобный аналог, полностью отвечающий требованиям профессионалов.
    Правда, в силу ряда технологических причин – не дешевый.
    Помимо, демисезонной «модели 002», выполненной с кожаной подкладкой и
    внутренними защитными подноском и задником из термопластичного материала, в
    модельном ряду компании имеется и версия для холодов – «модель 005». Внешне
    она ничем не отличается от своего демисезонного собрата. Различие только
    внутри – в качестве утеплителя выбран натуральный мех. Вкладная стелька
    также утеплённая.
    На мой взгляд, самым существенным недостатком «модели 005» является
    использование подошвы с плоской рабочей поверхностью и «пальцевым» рисунком
    протектора. Этот протектор, как я уже рассказывал в прошлой статье, не
    является эффективным вне дорог и буквально травмоопасен в гололед и морозы.
    Причина тому – плоская опорная поверхность и как бы вдавленные в подошву
    грунтозацепы. Вторым минусом является зашивание глухого клапана всего лишь
    до половины высоты ботинка, из-за чего при длительной или интенсивной
    ходьбе клапан заваливается на бок. Из-за этого возможно образование
    потертостей и нарушение общей водозащищённости.
    К сожалению, на сегодняшний день названные модели являются единственными, в
    которых применяется метод прямого прилива.
    Переходя к рантово-клеевому способу, нужно сказать, что сегодня существует
    две его разновидности. Первая – это способ с круговым, на 360°, прошиванием
    ранта с основной стелькой союзки. Производителей способных предложить
    модели изготовленные по такой технологии буквально единицы. Вторая
    разновидность – прошивание ранта на 270°, от каблука и до каблука, и с
    гвоздевым креплением каблука. Таких производителей достаточно.
    Профессионалы отмечают, что первая разновидность рантово-клеевого способа,
    которая называется технологией Goodyear, является более прогрессивной.
    Отмечу, что главной особенностью рантово-клеевой обуви изготовленной данным
    способом является наличие стельки с Т-образной губой по всему периметру
    следа и кругового кожаного ранта. Этот же способ, в силу технологических
    особенностей сборки, обеспечивает долговечность крепления деталей низа и
    предотвращает возможность отрыва подошвы от верха обуви. Это особенно важно
    при частых и интенсивных нагрузках, действующих на задник/каблук или на
    рант в передней части.
    На данный момент полевые модели, изготовленные подобным образом, в своей
    коллекции имеет лишь «Гарсинг». Модельный ряд компании созданный с
    использованием этой технологии невелик и, если говорить о моделях,
    выполненных из натуральной кожи, то наиболее интересными в нём являются
    М22, М56, М77 и М78. Причём, у каждой из них есть своя «изюминка». Так
    ботинки М22 по существу являются повторением полевых пехотных бутс
    бундесвера. Чем они хороши? Дело в том, что для этой модели была создана
    более удобная, отличная от стандартной российской, колодка. Она отличается
    более широкой передней частью и свободным подъёмом. По своему опыту могу
    сказать что, эту модель не всегда надо и разнашивать. Комфорту способствует
    и качественная хромовая кожа идущая на производство этой модели.
    К преимуществам М22 можно отнести не только практичную 2,2-мм тиснёную кожу
    союзки или подкладку, выполненную из текстильного «вентилирующего»
    материала типа Cambrelle, но и несколько вариантов внедорожного
    протектора.
    Кстати, как показали полевые тесты и полевая практика, предлагаемые версии
    протектора полностью отвечают реалиям полевой работы.
    Сегодня, к действительно внедорожным вариантам протектора хорошо себя
    зарекомендовавшим относятся не только ставший уже обычным рисунок
    протектора типа Panama, но и новинки сезона – протекторы типа Panama-2,
    Military и Viking. Все, к слову, самоочищающиеся.
    К прочим плюсам модели относятся также берцы в 22 сантиметра высотой и
    витые капроновые шнурки длиной по 150 см каждый. Кстати, это практические
    единственный случай в отечественной практике, когда шнурки предлагаются
    именно такой длины. Эту деталь оценят те, кто умеет правильно шнуровать
    ботинки.
    К плюсам отнесём также оксидированные металлические петли креплений системы
    быстрой шнуровки и подпоролоненные элементы боковой защиты, размещённые в
    области щиколоток, а также увеличенный по высоте до 30 мм, по сравнению с
    аналогами, мягкий валик, размещённый по верху берец. Не стоит забывать и о
    подошве с глубокими, 10-мм грунтозацепами.
    К «изюминкам» модели надо отнести и размещённые в районе подъёма стопы 2
    крючка – элементы фурнитуры системы быстрой шнуровки. Их наличие выгодно
    при быстром расшнуровывании и снятии ботинка – скидывание петли шнурка с
    крючков мгновенно ослабляет натяжение шнуровки в области всего подъёма.
    О крючках. Использование многими производителями открытых П-образных
    крючков как фурнитуры системы быстрой шнуровки, напротив только снижает, на
    мой взгляд, потребительские свойства ботинок. Скажу больше – повышает их
    травмоопасность. Это связано с тем, что в движении можно случайно
    зацепиться крючками, как за шнурки второго ботинка, так и, например, за
    стропы парашюта. Последствия нетрудно представить.
    К немногим минусам М22 можно отнести выполненные из кожкартона защитные
    подносок и задник, и демократичную по материалам вкладную стельку. Которую,
    впрочем, надо сразу менять на кожаную, пробковую или анатомическую. А также
    не всегда прочные нитки и возможно близкое размещение ниточного шва к краю
    детали кроя в месте соединения верхнего мягкого валика с берцами.
    На это специалисты обычно говорят, что надо полностью расшнуровывать
    ботинок, когда его снимаешь!
    В целом про эту аскетичную модель скажу – она пригодна для любого
    бюджета.
    Другая интересная модель – ботинки М56. В прошлом материале я уже
    рассказывал об их тактической версии – М98 с берцами из «кордуры». Сегодня
    остановлюсь на кожаной версии. В основе модели отчётливо просматриваются
    «уши» известных армейских ботинок серии «Маттерхорн» (США). Но, в отличие
    от схожих с ними ботинок Р167(В) («Элитспецобувь», С-Пб.), практически
    копирующих прототип – «Гарсинг» лишь взял за основу эту известную модель.
    Отличия в первую голову выразились в колодке. И если говорить о ней
    подробнее – у колодки М56 более широкая и наполненная носовая часть и чуть
    более удобном подъёме. Со слов авторов, это сделано с учётом ортопедических
    особенностей «русских» ног. Всё это влияет на внешний вид.
    Могу по собственному опыту сказать, что данные отличия очень удобны
    особенно носителям с широкой стопой. Кстати, очень удобный оригинальный
    «Маттерхорн», после ношения М56, кажется чуть тесноватым – особенно в
    области пальцев. Но, это личные ощущения.
    Другими отличиями М56, помимо гладкой 2,2-мм хромовой кожи верха и высоких
    27 см. берец, являются применяемая подошва с ярко выраженным каблуком,
    подпоролоненый глухой клапан – зашитый, кстати, до самого верха берец,
    подкладка из текстильного материала типа Cambrelle – нужного для вентиляции
    внутреннего объёма и отвода от стопы излишков тепла, а также надёжное
    соединение верхней части ботинка и подошвы выполненное по технологии
    Goodyear.
    Особенность этой технологии, не только в высокой прочности соединения, но и
    в его высокой герметичности.
    Помимо использования качественной кожи с водоизолирующими пропитками,
    герметичность соединения достигнута и водостойкой сборкой заготовки (верха
    ботинка) с основной стелькой – ещё до соединения с подошвой. Основная
    стелька этой модели, кстати, по всему периметру в своей нижней части имеет
    Т-образную «губу», через которую и происходит её соединение с заготовкой
    (верхом ботинка) и рантом. А уже через рант, прошиванием на все 360° ,
    соединяется ниточным швом с «сэндвичем» подошвы.
    Замечу, что даже всё ещё популярные ботинки «Англия» («Сплав», Москва) с их
    пятко-гвоздевым способом крепления, выполняются с прошиванием ранта всего
    лишь по 270° (от каблука до каблука или по 2/3) периметра и с креплением
    задника ботинок на 9 обувных гвоздях. Замечу, что на ботинках «Англия»
    («Сплав»), 270° подошвы фиксируются рантово-клеевым способом, но, в отличие
    от М56, без прошивной Т-образной стельки – что, как и отверстия от гвоздей,
    может негативно влиять на водонепроницаемость.
    Схожий приём используется и на весьма неплохой профессиональной модели
    Р167(В) («Элитспецобувь», С-Пб.). С той лишь разницей, что крепление
    задника, в сравнении со стандартной «Англией», на этой модели надёжнее.
    К достоинствам Р167(В), которые также повторяют многие решения
    «маттерхорнов», нужно отнести высокие 26-сантиметровые берцы, верхний
    мягкий валик высотой 25 мм и оригинальную маслобензостойкую подошву Vibram
    (о ней говорит знак (В) модели). Сюда же добавим оригинальный рисунок
    протектора Panama и слои «сэндвича» каблука – снижающие вертикальные
    нагрузки при прыжках. А также надёжную, фиксирующую голеностоп, систему
    стабилизации стопы, состоящую из задника, подноска, системы быстрой
    шнуровки и стабилизирующих элементов.
    Говоря об элементах системы стабилизации, замечу, что встроенные защитные
    подносок и задник, выполнены на Р167(В) из формованной кожи и при долгом
    ношении, особенно во влажном состоянии, могут деформироваться – чего
    никогда не скажешь об оригинале. По результатам полевых тестов на некоторых
    парах Р167(В) через 4-5 недель произошло деформирование задника, что
    говорит о его недостаточной жёсткости и влагостойкости. Кроме этого, для
    большего комфорта рекомендуется заменять стандартную вкладную стельку,
    выполненную из кожкартона. Для этого лучше подходят анатомические стельки
    или их аналоги из кожи, которые можно приобрести в обувных киосках.
    Не стоит обольщаться и насчёт высоты берец. Из-за предложенной геометрии
    боковых вырезов глухого клапана, глубина водной преграды, которую можно
    форсировать в этих ботинках уменьшается на 6 см.
    Но, в целом данная модель, как и М56, весьма не дурна и является настоящим
    прорывом в ряду отечественной полевой обуви для профессионалов. Этому
    способствует и их более чем приемлемая цена.
    Другим интересным событием в разряде кожаной обуви, с рантово-клеевым
    способом крепления основных элементов, явилось появление модели М78. Со
    слов авторов эта модель изначально ориентирована на группы поиска и
    спасания ВВС и отряды быстрого реагирования органов правопорядка.
    Кстати, она, в числе прочих, заслужила положительную оценку у зарубежных
    специалистов групп ПС и ПДС ВВС, испытывавших её вместе с тест-командой
    «Выдра».
    Характерной особенностью модели является, во-первых, наличие двух боковых
    «молний», превращающих зашнурованный ботинок в обычный сапог. По опыту
    носки в течение 6 месяцев, замечу, что, шнуровка нужна здесь лишь для
    тонкой подгонки ботинка по ноге. «Молнии» же, размещённые по сторонам
    отвечают за практически мгновенное надевание или сброс обуви. Второй
    особенностью является наличие у металлических «молний» внутренних клапанов,
    защищающих внутренний объём от попадания воды или песка, а также
    предохраняющие брюки от «закусывания» замками «молний».
    Замечу, что оба клапана ботинок зашиты до верха 27-сантиметровых берец и
    выполнены из тонкой кожи, идущей также и на подкладку. Это кстати и
    отличает данную модель от схожих с ней ботинок Aviator М706. Последние
    выполняются с одной «молнией», и предлагаются с клапанами, зашитыми лишь до
    половины высоты берец. А также с борто-прошивным (270°) соединением союзки
    и подошвы.
    К достоинствам модели М78 относятся и прочная 2,0 мм гладкая хромовая кожа
    и удобная колодка – также уширенная спереди, и также малые наружные
    клапана. Последние кстати, размещены вверху берец и закрывают замки
    «молний». Они же берегут носителя и от случайных зацепов.
    Уделено внимание и преодолению брода. Но, здесь, как и на прочих моделях
    компании, глубина брода снижена на 7 см из-за боковых вырезов глухого
    клапана.
    Далее. Схожую, но без «молний», по внешнему виду и предлагаемым опциям
    модель предлагает и всё та же «Элитспецобувь». Это модель Р100(В). В её
    основе лежат конструктивные решения знаменитых десантных ботинок
    «Коркоран-2» (США).
    Говоря о русской версии, замечу, что здесь соблюдены все конструктивные
    тонкости и особенности внешнего вида прототипа. Здесь, как и на прототипе,
    применены качественная хромовая кожа, анатомический крой берец, удобная
    колодка, полимерные подносок и задник, оксидированная фурнитура системы
    скоростной шнуровки и оригинальная подошва Vibram. А также встроенная
    система стабилизации стопы. И, что немаловажно, скромная цена.
    Но в ходе опытной носки, проходивших в течение 6 месяцев, выявились и
    мелкие недочёты. Это, во-первых, достаточно лёгкая и тонкая вкладная
    стелька (тонкая кожа с пористым полимером), нуждающаяся в срочной замене.
    Пожалуй, это распространённая «болезнь» отечественной обуви.
    Во-вторых, поскрипывающая при ходьбе подошва. Причём, иногда в паре скрипит
    лишь один ботинок. Из практики замечено, и подтверждено специалистами, что
    скрип вызывает неодинаковое качество соединения слоев (пористой и
    кожеподобной резины) подошвы. Чего, кстати, невооруженным глазом заметить
    невозможно. И это же влияет и на локальную водопропускаемость. В-третьих,
    глубину брода ограничивает и зашитый на 8 см ниже среза 27-сантиметровых
    берец глухой клапан.
    Справедливости ради нужно отметить, что «скрипучие» ботинки попадаются не
    часто. Из 10 пар участвовавших в тестах, «скрипучими» были лишь две –
    причём три ботинка из четырёх.
    О воде. Даже при таком, низком, пришивании глухого клапана, но при плотном
    шнуровании и правильно заправленных брюках вода не проходит внутрь обуви.
    Водостойкости «русских коркоранов» способствует и применение
    рантово-клеевого
    способа соединения верха и подошвы. А также использование тиснёной хромовой
    кожи союзки с водостойкими пропитками.
    Кстати, тиснёная кожа Р100(В) отличает текстурой «русскую» версию от
    прототипа, выполняемого только из гладкой кожи. Но, со слов производителя,
    это делается исключительно для снижения цены обуви и большей её
    доступности.
    К чести производителя, это единственное внешнее отличие от «Коркоран-2».
    Отмечу и то, что в отличие от прототипа, «русские коркораны» имеют и весьма
    занятную зимнюю версию – модель 100НМ. Она отличается не только натуральным
    мехом, утепляющим внутренний объём, но и борто-прошивным способом крепления
    подошвы и союзки, а также «цепким» протектором с системой противоскольжения
    ALPI.
    Схожи с описанными и ботинки «арт. 502» (ХСН, г. Чебоксары), также
    выполняемые с применением борто-прошивного (клее-прошивного) способа. Эта
    модель является наиболее распространённой дешёвой версией полевой кожаной
    обуви.
    В этой модели буквально все, включая и выбранный способ соединения,
    подчинено максимальному снижению стоимости ботинок. Порой и в ущерб
    некоторым потребительским качествам.
    К примеру, если к демократичной по стоимости тисненой коже или к малой
    высоте берец можно относиться по-разному, то к защитным подноску и заднику
    из кожкартона, коротким шнуркам или картонной же вкладной стельке отношение
    однозначное. И общее впечатление уже не исправляет ни текстильный материал
    подкладки, ни глухой клапан зашитый «почти до верха», ни термоэластопласт
    подошвы.
    В общем, это очень демократичные ботинки. Но, кому-то нужны и такие.
    Но. Помимо названных в коллекции «ХСН» появились и достаточно интересные
    новинки. К ним, в первую голову я бы отнес модели серий «Альпы», «Саяны»,
    «Эльбрус» и созданные на их основе войлочно-кожаные версии «арт. 521» и
    «522». Причём, последние модели поражают необычностью комбинации
    материалов. Здесь объединены берцы из натурального войлока с союзкой из
    формованной «кордуры», в сочетании с борто-прошивным способом крепления
    основных элементов.
    Впрочем, имеются и версии из тиснёной кожи. Причём, в конструкции ботинок
    присутствуют как стандартные элементы полевой обуви, так и некоторые
    спорные решения. Например, верхний шнур-утяжка, пропущенный сквозь мягкий
    валик и обегающий округ голени. Замок расположен сзади. Из-за него
    невозможно быстро освободиться от обуви. А это иногда приходится делать.
    Говоря о демократичности полевой обуви, обратите внимание и на модель М106
    того же «Гарсинга». Собранные с использованием весьма демократичного
    клеевого способа крепления ботинки имеют много общего с серией combat
    boots. Причём, как по применяемой колодке от G.I. boots, так и по общему
    набору применяемых элементов.
    Например, в системе быстрой шнуровки применена комбинация металлических
    петель, размещённых в верхней части берец вкупе с металлическими люверсами,
    расположенными в районе стопы. Подобная комбинация позволяет не только
    снизить стоимость изделия на фурнитуре, но и плавно регулировать плотность
    шнурования стопы.
    Кроме этого, на этой модели впервые на нашем рынке применён новый
    самоочищающийся протектор типа Viking, являющийся русским аналогом
    зарубежной Panama-2.
    Последнее говорит о том, что в скором времени мы станем свидетелями
    противостояния даже в сегменте демократичных по цене моделей полевой
    кожаной обуви. Не говоря уже о более серьёзных моделях.

    Автор благодарит персонал тест-команды «Выдра» за консультации и выражает
    благодарность компаниям «ГАРСИНГ» и «ОКРУГ» за предоставленные
    фотоматериалы.

    Ботинки М56, производитель «Гарсинг», Минск, Белоруссия

    Ботинки Р167(В). Производитель «Элитспецобувь», Санкт-Петербург

    Ботинки М78, производитель «Гарсинг», Минск, Белоруссия

    Ботинки Р100(В). Производитель «Элитспецобувь», Санкт-Петербург

    Ботинки «арт. 521». Производитель «ХСН», Чебоксары

    Ботинки «Саяны». Производитель «ХСН», Чебоксары