• О проекте
  • Магазин
  • Портфолио
  • Вышитые знаки
  • Спец. проекты
  • Фотогалерея
  • Статьи с 2015 г.
  • Архив статей 1995-2014 г.г.
  • Наши друзья
  • Контакты
  • 13 лет мы работаем для Вас!
    13 лет мы работаем для Вас!

    Материалы и фурнитура
    Материалы и фурнитура
    Архив статей 1995-2014 г.г. » 2000-06 Авоська для профессионала

    2000-06 Авоська для профессионала

    Евгений Рассказов

    Авоська для профессионала

    Рассуждая о различной тактической экипировке – полевой форме, разгрузочных жилетах, боевых ранцах и т. п. не следует забывать
    об элементарной сумке, которая становится необходима при наличии у военно-служащего двух
    и более комплектов одежды, которые в командировках надо хранить и переносить. Такие сумки могут быть полезны и путешественникам, для которых вопрос переноски и сохранности вещей также занимает далеко не последнее место.

    Все сумки, ориентированные на армейско-полицейские отряды и группы быстрого реагирования (а именно о них и пойдёт речь), по своему объёму и габаритам можно условно разделить на три
    основные группы: малые (патрульные) – объёмом до 55 литров; средние (тактические) - до 75-80 литров; сумки-баулы (транспортные) – до 100 литров.
    Все образцы рассчитаны на хранение и переноску экипировки в полевых условиях и поэтому обладают характерными общими чертами. Сумки исполняются из материалов, обладающих водоотталкивающими свойствами. На них присутствуют ручки для переноски, наплечные ремни; прозрачный карман для идентификационной карты и кар-маны для разного рода мелочей. При конструировании сумок учитывается совместимость с другими элементами снаряжения.
    На сегодняшний день, из-за медленного развития полицейской экипировки малые сумки не нашли
    достаточного распространения. А именно на блюстителей правопорядка, в первую очередь, и ориентированы подобные модели, рассчитанные на переноску минимального набора снаряжения (сезонного комплекта) обычно состоящего из униформы по сезону, тактического
    жилета, наколенников и налокотников, санитарно-гигиенических принадлежностей, иногда бронежилета,
    защитного шлема и спецсредств.
    С отечественной моделью этого класса, малой багажной сумкой «Патрульная» (серия «Паутина», компания «Выдра-К»), я впервые столкнулся в декабре 1996 года. Модель предназначалась для городских подразделений охраны правопорядка и представляла собой коробчатую ёмкость объёмом 33 л с семью внешними карманами. Общий объём
    изделия составлял 43 л, при массе 1350 г.
    Кроме комплекта сезонной экипировки для несения службы в городе, сумка позволяла переносить боекомплект к оружию (1 БК для АК74 или 3 БК для ПП) и спецсредства. Карманы для БК оснащались застёжкой «контакт» и эластичными лентами, препятствующими болтанию магазинов. Кроме того, между внешней поверхностью
    основного объёма и тыльной стеной карманов имелась щель для перчаток или бумаг. Три кармана большего объёма на противоположной стороне сумки предназначались для наколенников, защитных очков, а также радиостанции и блокнотов. За средним карманом, также имелась щель для перчаток.
    Конструкция боковых карманов предусматривала возможность ношения портативной радиостанции с выводом «на улицу» антенны или выносной гарнитуры связи. Над карманами крепилась резиновая дубинка. Доступ в основной объем осуществлялся через закрываемый «молниями» верх. К сожалению, в силу узкой направленности, модель не могла быть использована где-либо, кроме милицейских подразделений.
    Много позже, в 1999 году, фирмой «Выдра-К» с учётом опыта длительной эксплуатации и пожеланий военнослужащих и путешественников создается схожая сумка, названная С53 (объём 53 л, масса 1300 г).
    К достоинствам С53 относятся, прежде всего, применение лёгкого и прочного «оксфорд нейлона», а также конструктивные особенности, препятствующие попаданию
    воды и влаги внутрь. Сумкой можно пользоваться даже в сильный дождь не опасаясь, что находящиеся в ней вещи промокнут. Применение «оксфорд нейлона» при равных с «кордурой» износостойкости и прочности, существенно снизило стоимость изделия. В отличие от прототипа, С53 имеет лишь
    3 внешних кармана, за сред-
    ним предусмотрена «перчаточная» щель. Практика показала что, этого достаточно для размещения минимума одежды и снаряжения.
    Именно с этим изделием в «сумочную» терминологию пришло понятие «внешняя подвеска». На торцах С53 предусмотрены крепления для подсумков серии М500. Крепление подсумков или любого другого снаряжения осуществляется при помощи металлических клипсов схожих с креплениями системы A.L.I.C.E. (США).
    При навеске на С53 двух сухарных сумок М502, объёмом по 8 л, общий объём сумки увеличивается до 69 л. На узлах крепления можно разместить любой из 25 подсумков серии М500. Это в сочетании со съёмным (на пряжках Ковача), наплечным ремнём расширяет сферу применения как самой сумки, так и её отдельных элементов. На клапане основного объёма предусмотрены крепления для размещения мелких предметов (штативов, фляг, удочек и т. д.).
    Теперь о некоторых тонкостях. Навесные подсумки можно разместить и на ремне сумки. Подобная комбинация позволяет превратить отстёгнутый наплечный ремень в тактический и получить простейший образец снаряжения, которое не занимает лишнего места. Другими словами – у вас всегда под рукой маленький конструктор, функциональные свойства которого зависят лишь от вашей фантазии.
    Как-то раз мне пришлось вытаскивать своего спутника массой 95 кг весом из «ямки» глубиной около
    3 метров, в которую он угодил в погоне за очередным фотокадром. Для подъёма использовалась пара состёгнутых наплечных ремней, благо у нас были схожие сумки.
    У С53 есть одна особенность, на которую конструкторы простых сумок в погоне за минимальной
    ценой не обращают внимание. При поломке «молнии» их изделия невозможно закрыть. Приходится обматывать сумку скотчем или обвязывать верёвкой.
    В С53 предусмотрена стяжка-
    ремень, снимающая с верхних «молний» разрывную нагрузку. Этим
    же ремнём можно надёжно крепить к сумке различные предметы.
    Но даже если все беды случатся одновременно – сломаются обе верхних «молнии» и замок стяжки-ремня, – катастрофы не будет. Объём сумки всегда можно утянуть наплечным ремнём, снятым с креплений.
    Именно эти особенности С53 пришлись как нельзя кстати и военнослужащим, и фотографам, и путешественникам. На сегодняшний день С53 считается лучшей в своём классе.
    Следующей сумкой, относящейся уже к среднему классу, является модель «О.Н.» (объем 60 л, масса 1900 г, компания «Динафорс»). Своим названием она обязана международной программе «Открытое небо» («Open sky»). Сумка создавалась для переноски униформы экипажей
    летательных аппаратов.
    Конструктивно изделие представляет собой коробчатый объём с верхней «молнией», закрытой клапаном и расположенными на торцах карманами для предметов частого использования. Кроме этого сбоку имеется карман для бумаг и прозрачный карман. Все карманы на «молниях».
    Для переноски сумки используется пара ременных ручек. Носить сумку по-рюкзачному можно при помощи двух регулируемых плечевых ремней, размещённых на одной стороне с основной «молнией». На мой взгляд, это неудобно, поскольку «молния», металлические пряжки ремней-стяжек, да и сами ремни не добавляют комфорта при таком способе переноски. Неудобны и постоянно лезущие подмышки ременные ручки, которые нечем закрепить.
    К особенностям сумки относится армирование боковых граней, дна и верха пенополиэтиленом. Кроме сохранения формы это, по мнению авторов, позволяет переносить внутри сумки хрупкие приборы. Для защиты от попадания внутрь воды дно сумки защищено искусственной кожей.
    При всех достоинствах «О.Н.» стоит отметить некоторые минусы конструкции. К ним можно отнести отсутствие связывающего ручки «лепестка» и «фастексов» на ремнях-стяжках, позволяющих быстро открывать «молнию», размещение плечевых ремней на одной стороне с «молнией» и ремнями-стяжками, места соединения ременных ручек и плечевых ремней с сумкой выполнены с излишней перестраховкой.
    Эта сумка стала своеобразным полигоном для отработки конструктивных решений последующих моделей. Одной из моделей, рожденных на базе «О.Н.», является «Сумка специальная» (объем 70 л, масса 2100 г, ОАО «Объединение «Вымпел»). Её рождение связано с созданием, так называемой укладки снаряжения для подразделения «А» ФСБ РФ. Позже, в 1999 г., правда в измененном виде, изделие получило индекс «Укладка № 1 «СОБР».
    Ввиду того, что в роли заказчика выступала государственная организация, изделие должно было быть выполнено максимально дешёвым. Поэтому конструкторы и технологи заменили материал верха. Вместо практичного «оксфорд нейлона» была применена лёгкая полиамидная ткань. На более дешёвые сменили и ременные ленты.
    Отличие «Сумки специальной»
    от модели «О.Н.» не только в увеличенном на 10 л объёме, в её «утробе» предусмотрены крепления для АК74 и вкладыша БК. Для обеспечения маломальского комфорта при ношении по-рюкзачному эти специальные элементы размещены по бортам. Ведь носят сумку не только от машины к самолету и обратно, но и в реальных условиях
    огневого противостояния или при смене пункта базирования.
    Размещаемый внутри вдоль одного из бортов АК74 (со сложенным прикладом и отстёгнутым магазином) не только закреплён ремнями, но и закрыт лёгкой перегородкой, предохраняющей от контакта с униформой. Вдоль другой стенки, так же внутри, фиксируется вкладыш БК.
    Между ними размещается всё
    остальное: зимний, демисезонный и летний комплекты униформы, штурмовой комбинезон, разгрузочный жилет, кепи, шерстяные маски, туалетные принадлежности и прочее.
    Возвращаясь к вкладышу, скажу, что такое решение представляется, на мой взгляд, весьма интересным и позволяет очень быстро комплектовать сумку для скорых выездов, а это полностью отвечает специфике заказчика. Кроме того, данная конструктивная особенность позволяет создавать (и соответственно крепить внутри сумки) другие модули-вкладыши. Именно так обстояло дело с комплектованием сумки для группы безопасности Московской Службы Спасения, на вооружении которой имеются ружья 12 калибра. В этом, кстати, мы не одиноки. Подобным образом поступают немцы, комплектуя сумки для GSG-9, и израильтяне, правда, в случае с ранцевыми системами.
    Но при всех достоинствах, к великому сожалению, «Сумка специальная» унаследовала от прототипа и большинство минусов.
    К слову сказать, на следующем изделии ОАО «Объединение «Вымпел», эти недостатки полностью изжиты. Это сумка С80. Она также относится к среднему классу (объём
    80 л, масса 2000 г.). С80 включена в состав боевой укладки № 4 «Эдельвейс», созданной «Вымпелом», при участии специалистов
    ГУРО МВД РФ. Укладка предназначена для отрядов, работающих на сильнопересечённой и горной местностях.
    С80 создавалась с учётом опыта разработки и использования предыдущих изделий. На ней есть все перечисленные выше элементы, но схема их расположения изменена. Так «рюкзачные» плечевые ремни переместились на боковую поверхность. Это сразу положительно сказалось на комфортности ношения «рюкзака». Кстати, при обычном ношении сумки они убираются в закрытый клапаном карман.
    Учтены такие «мелочи», как фиксация клапана кармана плечевых ремней. При ношении сумки по-рюкзачному он не касается спины и не мешает движению. Кроме этого клапан основной «молнии», препятствующий проходу воды через «молнию», закреплён лишь с одной стороны. Это облегчает доступ в основной 70-литровый объём.
    Имевшиеся на прототипе ремни-стяжки остались и на С80, однако они сменили замки, которые теперь не только регулируют длину ремня, но и быстро открываются, обеспечивая доступ внутрь сумки.
    Помимо этого, на ременных ручках появился «лепесток», препятствующий их «развалу» в нерабочем состоянии. К уже имевшимся ручкам добавились ещё две – для переноски С80 вдвоём, как баула или тюка. Это решение подсказали практики, пользующиеся сумками-прототипами во 2-й Кавказской кампании.
    Опыта применения схожих изделий в боевых действиях утвердили авторов в решении вынести крепление для АК74 на одну из внешних сторон сумки. Это обеспечило быстрый доступ к оружию. На модели С80, зафиксированный ремнями АК74 (приклад сложен, магазин
    отстёгнут), размещается в закрываемом на «молнию» внешнем кармане. Торцевые карманы и внутренний вкладыш БК остались на прежних местах.
    На С80 уменьшен расход ременных лент и полимера, который на прототипах армировал практически всю поверхность сумки. Сейчас
    полимер размещён лишь на «спинной», «автоматной» гранях и в донном вкладыше.
    Перечисленные изменения не только преобразили прототип в совершенно иную, более функциональную модель, но и снизили её стоимость, что весьма важно для государственного заказчика.
    Переходя к баулам, остановлюсь на лучшей из моделей – «Сумка багажная» С85 (объем 85 л, вес 1550 г), разработанной для ОАО «Объединение «Вымпел» компанией «Выдра-К».
    Этот образец рассчитан на хранение и переноску в полевых условиях индивидуальной экипировки как военнослужащих, так и путешественников.
    В основу модели положена концепция сумки С53. Как и прототип, сумка-баул С85 выполнена по схеме с несущими поверхностями и круговой обвязкой ременными лентами с разрывной нагрузкой в 1,5 т.
    Это позволило не только сократить расход материала, но и отказаться
    от усилений.
    Применение круговой обвязки (вспомните «авоську») позволило сделать сумку в которой прочность материала отошла на второй план. Кроме того, участки ременных лент, размещённые на дне сумки и служащие «ножками», а также
    использование водонепроницаемого «оксфорд нейлона» позволили отказаться от применения искусственной кожи для усиления и гидроизоляции дна.
    Вернёмся к конструкции. Вокруг основного 60-литрового объёма расположены пять внешних карманов объёмом от 4,5 до 6 л для обуви,
    несессера, плаща, защитного снаряжения и аксессуаров. Кроме того, за тремя из них расположились
    «перчаточные» щели, весьма удобные в дороге, когда нужно иметь под рукой карту и бывает необходимо «пристроить» что-либо не открывая саму сумку.
    Нелишним будет сказать, что в отличие от аналога (артикул по каталогу № 42030, размеры 760х310х360 мм, объем 78 л, масса 1800 г) выпускаемого компанией «Сплав», С85 полностью защищена от проникновения воды внутрь. Проходу влаги препятствуют тканевые козырьки над «молниями» и конструкция клапана основного объёма, боковые стороны которого также закрывают путь воде.
    Отличие от модели «Сплава», также разработанной «Выдра-К» в 1996 году, не только в большем на 7 л объёме, но и в конструктивных улучшениях. К ним относятся:
    отсутствие «молний» на среднем кармане; использование вместо
    дорогой «кордуры» дешёвого, но равного по прочности «оксфорд нейлона»; «перчаточные» щели, а не прорехи за карманами. Кроме этого, в конструкции сумки уже пара ремней-стяжек, страхующих основные «молнии».
    В заключение остановлюсь ещё на одной модели «тяжёлого» класса. Это армейский баул (объём 86 л, масса 1700 г), разработанный компанией «Выдра-К» в рамках программы МО РФ «Экипировка-21» в 1997 году.
    Баул предназначается для транспортировки и хранения полного комплекта полевой униформы, снаряжения и средств гигиены. Основной объём баула составляет 68 л.
    Он разделён на отсеки в которых размещаются бельё, головные уборы, коврик, униформа, спальный мешок, тактический жилет и ранец. Кроме того, предусмотрены 3 внешних кармана объёмом по 6 л для несессера, плащ-палатки и НЗ на сутки и крепление для боевого шлема.
    Благодаря этой работе были стандартизированы не только основные элементы экипировки солдата ВС РФ, но и положено начало работам по созданию перспективной версии тактической униформы и снаряжения пехотинца Российской армии.
    На образце 1997 г. присутствовали все элементы, ставшие ныне стандартными на сумках и баулах предназначенных для военнослужащих. Именно это изделие послужило позже точкой отсчёта при разработках специальных сумок, в числе которых и С-80.

    Сумка «С-53» позволяет крепить подсумки серии «500»
    Хорошо виден съёмный плечевой ремень, «молнии» защищены козырьками

    Сумка «О.Н.».
    Переносить сумку по-рюкзачному можно при помощи двух регулируемых
    плечевых ремней

    Сумка «ОН» (зелёная)
    и «Сумка специальная»
    в некотором смысле родня

    Плечевой ремень позволяет
    переносить сумку «С-85» на плече
    Хорошо видны большие грузовые карманы

    Сумка-баул (арт N42030) разработки компании «Выдра-К», производится компанией «Сплав»

    Армейский баул объёмом 86 литров, позволяет переноску как «по-сумочному»,
    так и «по-рюкзачному»